Понятия не имею, как война затронула родственников по папиной линии. Впрочем, их очень много. Я знаю только пару семей из петербурга и четыре из Брянска, слышала о том, что они еще имеются в Москве, Зеленогорске и Орле (или Львове?). Представительно одной из брянских семей - самый запоминающийся, тот, который в течении года звонил нам по утрам каждый праздничный день. По утрам - это именно по утрам, деревенские жители не привыкли залеживаться. Родители деликатно начали врать, что он звонит слишком поздно, они уже на работе к тому времени - он начал звонить еще раньше. После применения тактики "голову под подушку и игнорировать", он сменил тактику. Теперь он мог позвонить днем, ближе к вечеру, за пару дней до праздника, в сам праздник, на следующий день... В общем, в любое время. Ну хоть не утром. Но речь не о нем.
По маминой линии все печальнее. Моя прабабушка в блокаду жила в Ленинграде, я писала в школе под мамину диктовку рассказ о том, как бабушке однажды стало скучно и она пошла к прабабушке на работу. Через весь блокадный город. К счастью, она быстро наткнулась на добрых людей, которые ее проводили - то ли на работу, то ли до дома. Кажется, все-таки на работу. Прадедушка погиб на войне. Не помню, где похоронен - в скольки-то шагах от одной речки. Мама помнит, а я все время забываю.
Дед мой рос сиротой. Его и еще нескольких детей подобрала на улице какая-то женщина. И вырастила, одна. Дед часто ее вспоминал, а я даже ее имени вспомнить не могу. Помню, что она куриные лапы любила ,и деда приучила. Нет, я ее не застала.
И у обоих дедов по документам был не тот год рождения. У маминого отца его просто точно не знали, у папиного... У папиного знали, может, зачем-то надо было поменять, может, случайность.